Версия для слабовидящих

Главная  ⇒  Персональные страницы  ⇒  Учитель-логопед

Учитель-логопед

Пальцы помогают говорить

Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение.

Я расскажу о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае – упражнения с каменными и металлическими шарами, в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку - белобоку», «Козу - рогатую».

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

  2. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

  3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихами, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

  4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

  5. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

  6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, разминать и растирать каждый пальчик, растирать пальчики спиралевидными движениями. Выполнять упражнения нужно в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. После того, как ребенок усвоит нужные движения, можно переходить к активной форме (самим ребенком) выполнения упражнений.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положения кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук) затем – другой рукой, после этого – двумя руками одновременно.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания: запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше; «рассказывать руками» маленькие истории, сказки и стихи. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Я приведу пример нескольких упражнений пальчиковой гимнастики.

Упражнение «Пальчик-мальчик».

Исходное положение.

Пальцы сжаты в кулачок.

Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинца.

- Пальчик, пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

- С этим братцем щи варил,

- С этим братцем кашу ел,

- С этим братцем песни пел!

Упражнение «Печем блины»

Исходное положение. Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

Мама нам печет блины, очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано и едим их со сметаной.

Упражнение «Цветок».

Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.

Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

Солнце поднимается – цветочек распускается!

Солнышко садится – цветочек спать ложится.

Упражнение «Зайчик»

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладоням большим пальцем.

Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз – вверх) на счет «раз-два»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!

Упражнение «Человечек».

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем.

Вариант 1. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.

Маленькие ножки шагают по дорожке!

Топ-топ, топ-топ, шагают по дорожке.

Вариант 2. Теперь человечек «идет», высоко поднимая «ноги» (указательный и средний пальцы), затем стоит на одной «ноге» (опирается на средний палец, а указательный подтягивает вверх), потом меняет положение «ног» - опирается на указательный палец, а средний подтягивает вверх.

Вот человечек идет по дорожке и высоко поднимает он ножки,

На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

На другую встал, покачался и упал.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

И еще одно. Помимо развивающих задач упражнения пальчиковой гимнастики решают еще и воспитательные задачи: формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Памятка для родителей

· Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

· Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

· Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

· При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

· Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

· Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Рекомендации для родителей

· Радуйтесь вашим сыну и дочке

· Не перебивайте ребенка

· Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном

· Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов

· Слушайте ребенка внимательно, не перебивая

· Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен

· Установите четкие и определенные требования к ребенку Не говорите: “Нет, она не красная”, лучше скажите: “Она синяя”

· В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними

· Не устанавливайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание

· Будьте терпеливы

· Не оскорбляйте ребенка

· Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное

· Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил

· Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы

· Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств

· Чаще хвалите ребенка

· Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений

· Поощряйте игры с другими детьми

· Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.)

· Используйте развивающие игры и игрушки

· Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: “Не так, переделай”

· Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и др.)

· Не требуйте слишком многого - пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности

· Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду

· Не критикуйте ребенка

· Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать

· Не запрещайте общаться с другими детьми

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Очень часто дети, которые плохо говорят для

своего возраста, еще и плохо едят.

Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку,

не говоря уж о мясе.

Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку,

как полоскать рот.

Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику –

то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками.

Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки,

засучивает рукава.

Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут

становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В малышовом возрасте очень полезно лепить.

Только не оставляйте малыша наедине с пластилином,

чтобы вовремя пресечь его желание попробовать

слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы.

Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки,

получится отличная тренировка для руки.